Проект программы развития МАОУ "СОШ №1" на 2016 - 2019 гг.

Концепция развития МОУ «СОШ № 1» г. Сыктывкара

  Реализация программы развития школы строится на основе признаний педагогическим коллективом следующих ценностей и принципов организации жизнедеятельности:

 Основополагающей идеей программы выступает рассмотрение педагогического процесса как совокупности факторов, обеспечивающих самоопределение и саморазвитие учащихся и педагогов в условиях вариативной модели образовательного процесса.

 Основой ее реализации являются следующие принципы:

-принцип гуманизации образования, предусматривающий ориентацию всех компонентов  педагогического процесса на развитие ученика как субъекта собственной жизнедеятельности;

-принцип развивающего обучения, который обозначает, что учебный процесс в школе ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению его развития, предполагает отказ от преимущественного использования репродуктивных методик обучения;

-принцип вариативности обучения, который предполагает возможность выбора содержания, средств и способов образования индивидуально для учащегося;

-принцип демократизации общения, предполагающий изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества;

-принцип гуманитаризации образования, реализация которого способствует формированию у школьников многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человечества на протяжении веков; созданию условий для развития  у обучающихся внутренней способности самосовершенствования и реализации своих творческих способностей;

-принцип демократизации управления школой, обозначающий развитие и укрепление системы органов общественного управления школой.

 

Целью программы развития школы является создание вариативного образовательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост учащихся, их подготовку к эффективному участию в общественной и профессиональной жизни, готовность к сотрудничеству и самостоятельному, успешному  выбору социальных контактов.

При этом образовательный процесс будет ориентирован на развитие учащегося как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности. В качестве ведущих компетенций нами выделяются:

          -предметно-информационные компетенции, предполагающие  умение работы с учебной информацией, критическое ее восприятие, преобразование, в том числе и с применением ИКТ;

         -деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения;

         -ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентирах личности.

         Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:

¨      духовность, гуманистическая направленность, толерантность;

¨      мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;

¨      коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;

¨      креативность, созидательность и конструктивность мышления;

¨      стремление к сохранению физического и психического здоровья;

¨      готовность к продолжению образования

 

Реализация данных идей, принципов и достижение цели программы развития обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

В области содержания образования необходим переход на  образовательную программу, построенную на основе выделения функции предметов учебного плана в формировании ключевых компетенций учащихся на различных ступенях обучения и в соответствие с возрастными задачами развития учащихся:

-         начальная школа: предполагается расширение использования УМК, построенных на принципах развивающего обучения, что должно обеспечивать формирование соответствующего требуемому уровня владения учащимися познавательной, речевой и организационной деятельностью. Важным компонентом начального образования должно стать предоставление спектра дополнительных образовательных услуг, ориентированных на общее развитие учащихся (художественная студия, экономика, шахматы, МХК, риторика, Триз и т.п.)

-     5-6 классы  обеспечение преемственности УМК, содержание образования должно обеспечивать овладение учащимися информационной, коммуникативной, рефлексивной и творческой деятельностями; программы дополнительного образования, ориентированы на поддержание процессов выявления склонностей и способностей учащихся в различных областях жизнедеятельности, в том числе формирование опыта социальных проявлений. Введение элементов «мягкого профиля» (экономический кружок, медицинский кружок и т.п.), обеспечивающих самоопределение учащихся и их родителей к осознанному выбору программ предпрофильной подготовки. Большое значение для социализации учащихся имеет расширение их социального опыта: участие в различных конкурсах, акциях, проектах и т.п.

-     8-9 классы – повышение вариативности содержания образования посредством организации предпрофильной подготовки, обеспечивающей самоопределение учащихся относительно дальнейшей траектории обучения; ориентация системы дополнительного образования на решение задач предпрофильной подготовки, как элемент включающей опыт организации социально-активной деятельности учащихся, а также освоение способов действия в различных жизненных ситуациях. Должна обеспечиваться демонстративность результатов предпофильной подготовки учащихся в течение всего периода.

-         10-11 классы – организация профильного обучения в соответствии с  образовательными потребностями и возможностями учащихся, ориентированного на подготовку школьников к продолжению образования, освоение технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях; разработка программы элективных курсов; введение интегрированных курсов по непрофильным предметам; ориентация дополнительных образовательных услуг на решение задач профессионального самоопределения учащихся. Важное значение на данном этапе имеет организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. На данном этапе обучения происходит значительная дифференциация содержания образования за счет самостоятельного выбора учащимися учебных предметов, дополнительных образовательных услуг, направлений исследовательской и проектной деятельности, увеличения доли самостоятельной работы, использования возможностей ИКТ в углублении знаний по профильным дисциплинам.

Таким образом, построенное содержание образования обеспечивает следующую этапность развития учащихся: субъект коллективной учебной деятельности – субъект индивидуальной учебной деятельности – субъект собственной жизнедеятельности. Вариативность образовательного пространства повышается от 1 к 11 классу.

В методическом и технологическом обеспечении образовательного процесса должны быть решены следующие задачи:

-выделены общешкольные критерии и показатели оценки качества результатов образовательного процесса на различных ступенях обучения в соответствии с выделенными в концепции компетенциями учащихся; определено их соотношение с традиционными показателями качества образования;

-осуществлен переход к проектированию образовательного процесса на основе представлений об учебной деятельности и социализации учащихся и их особенностей на различных этапах обучения;

-моделирование педагогической деятельности на основе осмысленного выбора педагогических технологий и приемов в соответствии с образовательными целями; образовательный процесс должен представлять систему высокого уровня целостности, в которой выделены модули (учебные циклы)  с определенными целями и способами их достижения.

-освоение педагогами критериального подхода к организации контрольно-оценочной деятельности учащихся и различных форм их проведения, что обеспечивает развитие рефлексивно-аналитических способностей школьников;

-переход на старшей ступени на обучение на основе индивидуальных планов с представлением компонентов прогнозирования результатов обучения, траектории образовательной деятельности учащихся, рефлексивных и экспертных форм контроля учебных достижений;

-расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе, рассмотрение ИКТ как средства оптимизации учебной деятельности школьников, а владение ими как важную образовательную компетентность школьников;

-организация психологического сопровождения образовательного процесса посредством определения модели взаимодействия психолога с педагогами на каждой возрастной степени, основанной на представлениях о возрастных задачах развития учащихся, анализе учебной деятельности и социальных проявлений школьников;

-выработка и соблюдение единых требований по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе.

В организации воспитательной работы школа ориентирована на расширение пространства социальной реализации учащихся:

-     на начальной ступени обучения введение двух-трех в год общих игр, праздников, проектов, ориентированных на формирование детского коллектива учащихся и родителей начальной школы; активное использование возможностей участия школьников в конкурсах и проектах  на различных уровнях;

-         5-7 классы: к вышеизложенной идее прибавляется включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, расширение возможностей демонстрации ее результатов;

-        8-9 классы – привлечение широких кругов общественности для организации работы по предпрофильной подготовке учащихся, проведение межшкольных мероприятий по проблемам социализации подростков, профессионального самоопределения.

-      10-11 класс – ориентация воспитательной работы на поддержку процессов профессионального самоопределения школьников посредством научно-практических конференций, фестивалей, защиты проектов, организации предпрофессиональной практики.

Общими в воспитательной работе со всеми учащимися является:

-построение школьной модели развития детского самоуправления с 1 по 11 класс, основанной на идеях развития гражданской и правовой культуру учащихся;

-организация работы по предупреждению асоциального поведения учащихся;

-интеграция усилий всех субъектов воспитательной деятельности.

Развитие школьной системы управления качеством образования предполагает:

 

  •  Разработку критериев и показателей качества образования в школе в соответствии с требованиями государственных стандартов и ориентиров развития школы на уровне:
качества результатов работы школы (обученность учащихся и выпускников, социализированность учащихся, готовность к продолжению образования; личные достижения учащихся и педагогов, отношение к школе учащихся и родителей, достижения школы (имидж школы), социальная эффективность деятельности школы) на всех ступенях образования;
- качества основных видов деятельности (организация учебного процесса, дополнительное образование; методический и технологический потенциал педагогогической деятельности; организация воспитательного процесса; содержание образования; материально-финансовые условия; управление образовательным учреждением)

 

  •  Разработку комплекса мониторинговых процедур, позволяющих получать оперативную информацию о состоянии образовательного процесса и его результатов (в том числе и с применением ИКТ):

 

-разработка методики сбора информации в соответствии с критериями и показателями;

-определение функций каждого члена педагогического коллектива в проведение мониторинговых процедур; определение механизма принятия управленческих решений по результатам исследования;

-разработка механизма контроля за ходом реализации управленческих решений.

 

 

  • Внедрение механизма оценки профессионального мастерства педагогов на диагностической основе, направленного на конструктивный  поиск причин недостатков и путей их исправления; на оказание адресной, повседневной, конкретной помощи учителю.

 

Данное направление вытекает из положений определенных выше и связано с предположением, что освоение механизма оценки профессионального мастерства педагогов позволит мотивировать педагогов на профессиональную деятельность;   повысить культуру производственных отношений;  получить совершенно другой уровень педагогического мастерства, педагогических технологий;  сформировать и поддерживать чувство коллективной ответственности у учителей за конечный результат работы школы;   в конечном счете, повысить качество образования учащихся. 

Наиболее существенной и интересной с нашей точки зрения является идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности образовательного процесса, а также через развитие собственной педагогической деятельности учителя.

Планируется на основе разработанных критериев и показателей качества школьного образования разработать «методический паспорт» педагога как средство мониторинга его педагогической деятельности. Разделы методического паспорта должны давать полную картину о качестве образовательной и методической и инновационной деятельности учителя. Приложениями к методическому паспорту являются протоколы посещенных уроков, проекты, статьи учителя, социологические исследования учащихся и родителей и т.п. Методический паспорт учителя должен стать основой для проведения аттестации учителей. Данное средство позволит выявить положительные стороны преподавательской деятельности, а также западающие аспекты или их компоненты, затруднения педагогов. Выявленные недостатки станут основой:

-         индивидуальной работы завуча или руководителя ШМО с педагогом (консультирование, подбор литературы по данному предмету, посещение уроков своих коллег и т.д.);

-         работы педагога в проблемных группах по целеполаганию, дифференциации процесса обучения, контрольно-оценочной деятельности, учету и информированию учащихся об их достижениях в учении.

-         планирования методической работы с учетом затруднений педагогов.

Одним из компонентов методического паспорта должен стать итоговый (ежегодный) самоанализ педагогом своей педагогической деятельности по определенным критериям и показателям.

Осуществлять этот большой по объему педагогический мониторинг планируется на основе:

· самооценки учителя;

·  школьных методических объединений и творческих групп учителей, которые обеспечивают методическое сопровождение реализуемых в ОУ образовательных программ;

·   малых педагогических советов, которые дают текущую оценку состояния дел, осуществляют коррекцию планов;

·  деятельности аналитической группы, в которую входят завучи, руководители школьных методических объединений осуществляет сбор информации и ее анализ;

Собираемая информация будет накапливаться в форме таблиц и диаграмм. Обработка и систематизация материала позволяет осуществлять анализ влияния педагогического мастерства педагогов на качество образования.

            Развитие самоуправления и государственно-общественного управления школой ориентировано на:

- расширение управленческих функций педагогического коллектива посредством организации эффективного функционирования проектных структур. С развитием проектной деятельности педагогов мы связываем повышение их активности и ответственности в реализации нововведений в образовательном процессе;

- привлечение родителей к более активному участию в воспитательной деятельности школы, что предполагает необходимость определения различных вариантов взаимодействия школы и родителей по вопросам образования детей;

- освоение практики открытых отчетов школы перед общественностью на основе мониторинга образовательной деятельности позволит закрепить имидж школы в городе;

- открытие и постоянное обновление интернет-сайта школы позволит организовать «живое» общение педагогического коллектива, учащихся школы с коллегами и ребятами других учебных заведений.

            Реализация, обозначенных в концепции направлений и задач развития позволит обеспечить качественные изменения в образовательной системе школы, создать организационно-педагогические условий для более полноценного развития учащихся как субъектов учебной деятельности и собственной жизнедеятельности.